Home  >  Novik Labs  >  Marshall против Marshall 2.0
Marshall против Marshall 2.0

Судьба одарила нас счастливой и редкой возможностью - не только заниматься ремонтом, но часть времени посвящать исследованиям и тестам. На этот раз мы решили проверить, а на сколько имеют смысл разговоры о разном звучании ламп, применительно к выходному каскаду. В нашем распоряжении оказались усилители Marshall JCM 800, а так же несколько комплектов выходных ламп EL34, одни из которых – оригинальные, поставленные фирмой-изготовителем (но подозрительно напоминающие перемаркированную «Светлану», а кроме того, несколько подобранных четверок Electro-Harmonics, Tung-Sol и Mullard. Естественно, возникла идея сравнить комплекты выходных ламп. Но сравнивать мы решили не по параметру лучше-хуже (несколько неопределенный критерий, не находите?), а по тому, какой комплект более соответствует задумке изготовителей усилителей Marshall, то есть что ближе по звучанию к лампам Svetlana из трех имеющихся вариантов комплектов - Electro-Harmonics, Tung-Sol или Mullard.

Итак, для начала подготовка – планировалось прослушивать усилители в режиме А-Б, то есть необходимо было иметь максимально идентичные усилители. Нам сказочно повезло. Фирма Marshall выпускает усилители редкого ныне, высочайшего качества изготовления, разброс номиналов деталей минимален. Оба усилителя были тщательно исследованы и настроены. Исследовались параметры собственного шума, чувствительности на трёх полосах – 100Гц, 1000Гц и 3000Гц.

Выходные лампы подбирались в четверки не только по току покоя, но и проверялись на максимальный ток до ограничения и шум. Для этих целей был использован  специальный стенд. Смещение подстраивалось после каждой смены комплекта ламп при помощи осциллографа, амперметра и вольтметров, так, чтобы обеспечить максимально идентичное попадание ламп в рабочий режим. Лампы в предварительном усилителе использовались одинаковые, 12АХ7, маркированные Marshall, с одинаковыми коэффициентами усиления (разброс – менее 1%). Питание – стабилизированным напряжением 220В, с постоянным контролем, и если необходимо, подстройкой. Само собой, перед подачей анодного напряжения, лампы прогревали. В качестве нагрузки – кабинет 4х12 Celestion V30, в качестве гитар – Gibson LesPaul и Fender Stratocaster.

На первом этапе мы решили провести тестирование, не загоняя усилитель мощности на режим просадки по току, и контролировали параметр утечки по прибору, не допуская изменения значения более чем 1мA.

Для начала вдоволь наслушались «Светланы». Непередаваемо приятный звук с хорошим твердым и прозрачным низом, великолепной структурой в середине и шелковыми верхами. Динамика игры тоже впечатляет, особенно при игре пальцами риффов. Переходы от пиано-пианиссимо к форте неповторимы и изобилуют такой градацией по нюансировке, что этому можно посвятить специальную статью.

Отдельно хочется заметить такой момент: даже играя тяжелые риффы перегруз прибавлять не хочется, в звуке столько напора (плотняка), что самые тяжелые риффы весьма убедительно звучат со вполне себе «блюзовым» уровнем перегруза предусилителя. Иногда говорят, что «Светлана» - это чисто аудиофильские лампы. Не знаю, по- моему, для гитаристов самое то. Во всяком случае, ребята с Marshall'a выбрали эту лампу определенно хорошо подумав о гитарном звуке и гитаристах.

Теперь - Electro-Harmonics! Включаем LesPaul. Упс… Что-то пошло кардинально не так. Различие в звучании настолько разительное, что мы кинулись проверять приборы, может что-то забыли подстроить. Но нет, все в порядке. Все параметры усилителя в норме. Просто звук кардинально отличается. Низ – не то, что его мало, он другой, с одной стороны более собранный, с другой немного даже мутноватый и какой-то менее «просторный». Середина очень обертонистая, до того, что интермодуляции окрашивают кварту до детонации, становится понятно, почему в эпоху Возрождения кварту считали диссонансом. Реально, вместо кварты хочется взять большую терцию и подтянуть, но взять кварту ниже, чем обычно. Верха не шелковые, нет, они зернистые. Динамика «громкато-тихато» подсела в сравнении со «Светланой», такое ощущение, что включили компрессор. Если честно, испытал некоторый шок разочарования. Нет, все нормально, это Marshall, но… Тут пришла очередь включить в усилитель Strat. В принципе, нужно быть больным на голову человеком, чтобы это делать. Да, тех парней, кто любит включать Strat в Marshall в здоровой голове не заподозришь, например что Хендрикс, что Блэкмор – парни явно выделяющиеся музыкальным мышлением и вкусом от основной массы. Каждый по своему, но тем не менее. Но вот тут-то мы и кайфанули. Если на «Светлане» Strat звучал как-то вяловато и бледновато, то с Electro-Harmonics'ом появилась приятная окраска на серединке, вкусная, сочная, льющаяся. Компрессия, не очень понравившаяся на Gibson'e, на Strat'е оказалась как нельзя к стати, а низа просто порадовали своей фундаментальностью и структурой.

Настроив уши «Светланой», переходим на Tung-Sol. Такое ощущение, что это накачанный анаболиками Electro-Harmonics. Низа приподнялись, стали с LesPaul'ом менее мутными, середина с тем же острым, богатым обертонами характером. Но здесь хочется добавить гейна, он здесь к месту. Верха по прежнему острые, но не сыпучие. Динамика по звукоизвлечению значительно шире, чем у Electro-Harmonics, но до «Светланы» ей далеко. Strat в Tung-Sol звучит очень по-роковому, но пожалуй, менее «винтажно» чем Electro-Harmonics.

Теперь очередь Mullard'a. Эти лампы совершенно очевидно ближе к «Светлане». Низа и верха нам показались практически идентичными «Светлане». Динамика звукоизвлечения так же широка и тонка в нюансировке. Но есть большое НО. Середина. В лампах Mullard середина обладает несоизмеримо более выраженным собственным характером по сравнению со «Светланой». И этот характер абсолютно не близок ни Tung-Sol'у, ни Electro-Harmonics'у. Гармоники яркие, сочные, но не до детонации, они мягче звучат. LesPaul звучит убойно, по-современному, хулигански если надо, если надо нежно. Но в звуке проявляется какое-то родство с интеллигентностью звучания «Светланы». Strat звучит может немного суховато, может отсутствие компрессии обостряет игру, но появляется неповторимый шарм, который одновременно роднит звук Strat'a с хулиганством Electro-Harmonics'a, и стерильной фактурой «Светланы». Но определенно неплохо.

На этом мы решили, что день можно считать состоявшимся, и решили пока закончить, с тем, чтобы в один из ближайших дней загрузить усилители до просадки по току, и снять АЧХ. Так что, ждите продолжения.

Итак, день второй, громкий тест. Первая половина теста производилась при включении инструментов во вход с низкой чувствительностью, master открыт на полную, драйв открыт на полную. Для начала включили LesPaul и прослушали комплект «Светланы», затем включили комплект Mullard. Да, разница очевидна. Mullard звучит менее прозрачно, верха по сравнению со «Светланой» поджаты, низ более плотный и грубоватый, середина подмыливает.

Появилась компрессия, это естественно, но если на «Светлане» она мягкая и натуральная, то на Mullard'е она гораздо более сильно выражена, и имеет какое-то «колено» в районе «пиано». Если честно, немного озадачил нас этот комплект. Включаем Strat. Прибрав верха, получает очень приятный тембр, но по сравнению со «Светланой», Mullard имеет более выраженную верхнюю середину, и Strar звучит немного более по хулигански. Наверное, разницу можно было бы описать еще так: чтобы получить одинаковое звучание, на Strat для «Светланы» надо было бы поставить 11-й комплект струн, а для Mullard'a 9-й.

Следующая пара «Светлана» - Electro-Harmonics плюс LesPaul. Удивительно! Насколько по-разному эти лампы звучали в «тихом» тесте, и насколько похоже они звучат в «громком» тесте! Но разница, конечно же присутствует, это компрессия. Electro-Harmonics компрессирует гораздо сильнее. При этом получается, что вариант, когда мы подгружаем атакой оконечник, а потом, по мере стихания колебаний струн,  подгруз уходит и звук очищается не то, чтобы не работает, просто оконечник дольше остается подгруженным, звук очищается позднее. Зато прибрав громкость на гитаре, можно взять ноту, постепенно открыть громкость и получить очень интересный тембровой окрас. Если взять интервал, то подобным образом регулируя громкостью тембр, можно добиться с Electro-Harmonics очень интересного звучания. Конечно, далеко не всем музыкантам это нужно, но тем не менее. Strat только обостряет ситуацию, если в «тихом» тесте разница «Светлана» - Electro-Harmonics была очень явственна, то в «громком» Strat звучит на этой паре практически одинаково, может быть с Electro-Harmonics немного больше обертонов. Даже нет, не больше, они немного более  выпуклые за счет большей компресии у Electro-Harmonics.

Следующий вариант - «Светлана» - Tung-Sol. С LesPaul'ом сразу слышен собственный характер Tung-Sol'a, более проработанная середина, очень певучий зернистый звук, и божественная компрессия. Звуком можно управлять совершенно не напрягаясь, нужно только  подумать от том, как хочешь изменить звук, и пальцы сами как-то делают звук именно таким, как хочется. Компрессия по сравнению со «Светланой» практически идентична. Но окрас более рокерский. Брейк-ап получается естественный, органичный и очень музыкальный. Strat не внес каких-либо кардинальных изменений. Tung-Sol опять показал себя как лампа с собственным характером, прекрасно передающая всю гитарную середину и опять, какая удобная, управляемая компрессия!

Следующий этап – включение гитар во вход с высокой чувствительностью, немного озадачил. Влияние предварительного усилителя становится настолько велико, особенно в средних частотах и верхах, что говорить о том, что мы услышали там серьезную разницу не приходится. Все о чем можно говорить – это четкость низа и компрессия по низу. Итак:

«Светлана» - Electro-Harmonics – низ у Electro-Harmonics более «злой» и упругий. Компрессия по низам намного более очевидна у Electro-Harmonics.

«Светлана» - Mullard – низ у Mullard немного подмыливает, но он очень «резиновый» и по-хорошему хулиганский и смешной.

«Светлана» - Tung-Sol - низ очень характерный, четкий и конкретный, прекрасно управляемый. Если играть тяжелые риффы в нижнем регистре, то пожалуй, на Tung-Sol они будут звучать убедительнее.

Вот такие неоднозначные результаты. Мы, конечно же, не претендуем на изложение истины в последней инстанции. Мы всего лишь провели серию тестов и попытались сделать для себя какие-то выводы. Если кто-то не согласен, с радостью выслушаем Ваше мнение, обсудим его, возможно проведем совместное тестирование. Кроме того, пока остались не оттестированными другие варианты ламп EL34 – JJ, Ultron, GE и т.д. Так что разговор не окончен, это только самое начало.